В Светлогорске, курортном городе на берегу Балтийского моря, завершился международный кинофестиваль «Балтийские дебюты».
На протяжении 15 лет кинофорум открывает новые имена и знакомит с ними зрителей. Фестиваль проводится с 2004 года ежегодно. Это смотр новых работ — дебютов в полнометражном кино — режиссеров стран Балтийского региона, Северной Европы и России и уже бренд города, неотъемлемая часть курортного сезона.
В этом году в конкурсах приняли участие фильмы режиссеров из Норвегии, Финляндии, Польши, Германии, Литвы, Латвии, Хорватии, Дании, Швеции и России.
В международном конкурсе призы распределили так. Лучший фильм — «Виновный» (Дания), дебют режиссера Густава Меллера. Мировая премьера картины состоялась в 2018 году на кинофестивале в Сандэнсе, и это первый показ в России. Действие происходит в течение одной ночи, в одном месте и с одним главным героем. Диспетчер службы спасения и бывший полицейский принимает звонок от похищенной женщины и начинает поиск жертвы и похитителя…
— Фильм минималистский — один актер на экране, но мы видим то, что происходит за кадром, в воображении зрителя. Это потрясающе, — отметил член жюри Сергей Шолохов, телеведущий, кинокритик, режиссер, гендиректор продюсерского центра «Петербург-Культура».
В номинации «Лучшая работа режиссера» победил Петр Домалевский («Тихая ночь», Польша). Картина ранее получила главный приз «Золотой Лев» на фестивале польских фильмов в Гдыне.
Специальный приз жюри достался Олофу Спааку, режиссеру фильма «Дом детства» (Швеция). С формулировкой «За объемное раскрытие мира взрослых глазами детей».
Жюри конкурса российских дебютов, где председателем был Александр Котт, проголосовало за «Сердце мира» Наталии Мещаниновой. Владимира Битокова признали лучшим режиссером (фильм «Глубокие реки»). Специального приза «За правдивый взгляд на современную российскую действительность» удостоена работа режиссера Виталия Суслина «Голова. Два уха».
Зрители оценивали восемь фильмов внеконкурсной программы «Премьеры года», среди которых — «Тренер», «Движение вверх», «Последний богатырь». Приз зрительских симпатий достался фильму «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», работа производства Продюсерского центра «ВГИК-Дебют», в главных ролях Евгений Ткачук, Алексей Серебряков. Продюсер фильма Федор Попов сообщил, что сделали его три дебютанта, и все они — выпускники ВГИКа: режиссер Александр Хант, сценарист Алексей Бородачев, оператор Даниил Фомичев.
Дипломы вручили режиссерам, чьи картины в эти дни пользовались у зрителей наибольшей популярностью, их показывали по два-три раза, и все равно попасть не смогли все желающие — в залах были аншлаги: «Скрипачка» Пааво Вестерберга (Финляндия), «Байгал» Ильдара Ягафарова (Республика Татарстан), «Что бы ни случилось» Джулиана Порксена (Германия, Польша), «Царь-птица» Эдуарда Новикова (Якутск, «Сахафильм»).
На сцену вынесли еще один приз — очень красивый, янтарный — от администрации Светлогорского района режиссеру фильма «Царь-птица».
Вручили награды победителям XIII международного фестиваля любительских фильмов «Время в кадре». Ему 14 лет, с 2012 года первый этап проходит в рамках «Балтийских дебютов». Нынче жюри посмотрело 65 фильмов, снятых калининградцами разного возраста (детьми, в том числе), в разных жанрах.
После награждения победителей зрителям предложили «Класс-концерт». Подготовили его студенты ВГИКа в честь приближающегося 100-летия института. И даже ведущими церемонии закрытия были выбраны выпускники этого легендарного вуза. После этого смотрели фильм «Лёд», первую работу режиссера Олега Трофима в полнометражном игровом кино.
За кадром
Корреспондент «РГ» задала вопрос председателю жюри конкурса российских дебютов Александру Котту (режиссер фильмов «Брестская крепость», «Инсайт», «Троцкий», «Спитак») о его дебюте в полном метре: как оценили первый фильм критики, участвовал ли он в киноконкурсах и получал ли награды.
— Это был фильм «Ехали два шофера», 2001 год. На фестивале «Киношок» в Анапе я получил тогда приз «За лучшую режиссуру». Неожиданно для себя! Но проката практически не было, выпустили всего 5 копий, — вспоминает Александр Котт. — До этого я полмира объехал с короткометражным фильмом, был на Каннском фестивале, на Берлинском, узнал сладкую фестивальную жизнь. Потом, слава богу, «выключил» свое представление о режиссуре, будто это путешествие по фестивалям, стал заниматься делом.
Я знаю, что такое дебют и что такое проигрывать на фестивалях, не получать призы. Знаю, что такое неудача. Сильно переживал по поводу своего неполучившегося дебюта «Ехали два шофёра» — имени он мне не сделал. И второе кино снимать очень боялся, взялся благодаря поверившим в меня продюсерам только через 10 лет, это была «Брестская крепость». Между ними — телесериалы, а не полнометражные фильмы, которые я мечтал снимать по своим сценариям.
Я очень болезненно относился к критике. Не любил, когда ругали. Казалось, что все написанное про фильм — неправда. Для меня это был голос высшей инстанции, но без обратной связи — я не мог ничего ответить, возразить. Читал, переживал. Ощущение, что занимаюсь не своим делом. Удар. Это сейчас есть соцсети, люди пишут, спорят, комментируют… А потом у меня выработался иммунитет. Теперь я радуюсь, когда читаю конструктивную критику, это независимый взгляд.
Генеральный продюсер фестиваля «Балтийские дебюты», глава Продюсерского центра «ВГИК — Дебют» Федор Попов ответил на вопрос «РГ», для чего на фестивале в Светлогорске появился конкурс российских дебютов, чем он отличается от уже существующих в стране?
— С этого года организацией фестиваля «Балтийские дебюты» занимается Продюсерский центр «ВГИК — Дебют». У нас есть ощущение, что фестиваль недостаточно известен в нашей стране, — заметил Федор Попов. — И мы ввели конкурс российских дебютов — первых и вторых фильмов,
Верно, в стране немало таких конкурсов. Есть национальный кинофестиваль дебютов «Движение» в Омске, «Дух огня» в Ханты-Мансийске, многие кинофорумы отмечают дебютантов — Московский, «Кинотавр», «Окно в Европу» в Выборге… Чем может отличаться один конкурс от другого? Уровнем картин. Чтобы он был выше, надо, чтобы режиссеры стремились участвовать в фестивале. Что их может привлечь в Светлогорске? У нас есть международный конкурс, а значит — общение с зарубежными дебютантами и членами жюри. Здесь замечательное курортное место, Балтийское море, песок, сосны. И очень важно то, что фестиваль «Балтийские дебюты» поддерживают власти региона.
Мы думаем о том, чтобы в дальнейшем фестиваль становился более жизнеспособным, перспективным, чтобы у призеров была какая-то поддержка, чтобы первая картина не оказалась последней. Возможно, у нас появятся денежные призы, будем искать возможность для проката картин-победителей.
Прямая речь
Нина Ромодановская, член жюри конкурса российских дебютов, главный редактор интернет-портала ProfiCinema, доцент ВГИКа:
— Это прекрасно, что на фестивале в Светлогорске появился конкурс российских дебютов. Он необходим для дебютантов, как ни для кого другого. Начинающих режиссеров нужно продвигать, и фестиваль — площадка, которая помогает им понять друг друга, посмотреть работы коллег, войти в профессию. И держать удар, если тебе не дали приз, а получив его, потом подтвердить класс второй работой… Конкурс своевременный, это ответ фестиваля киноиндустрии.
Пирет Тиббо-Хаджинс, председатель жюри международного конкурса, руководитель производственного департамента Эстонского киноинститута, продюсер, представитель Эстонии в фонде «Евримаж»:
— Я давно заметила тенденцию: режиссеры-дебютанты думают очень серьезно о мире и о себе. Преобладает социальная тематика, тяжелая. Женщина, ее карьера и семья, любовь — эта тема сейчас популярна в Европе. Нет комедий. Это трудный жанр для режиссера, а зрители его любят.
Фильмы, которые мы посмотрели на фестивале, интересные, сильные, высокого уровня, некоторые меня очень удивляли… Великолепные российские картины не из той программы, которую мы оценивали: «Сердце мира» и внеконкурсная — «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».
Владимир Малышев, президент кинофестиваля «Балтийские дебюты», ректор ВГИКа, профессор:
— Создание в Светлогорске «Балтийских дебютов» в 2004 году — полнейший экспромт. Мы сразу заявились как международный фестиваль, ни много ни мало. Если фестиваль живет столько лет, значит, это кому-то нужно.
Теперь можно сказать, что 15-й фестиваль состоялся, несмотря на все перипетии в подготовительном периоде… Радует, что появились новые темы, уверен, что и дальше будем их развивать. Любой фестиваль, если он повторяется, — то угасает: и участникам, и зрителям будет неинтересно, скучно, привычно. Надеюсь, что к нам будет приезжать все больше и больше молодежи. Растет интерес зрителей к фестивалю. А нам придает силы активная поддержка властей региона, нам говорят, что уже можно заниматься подготовкой 16-го фестиваля.
Цифры
На 15-м фестивале «Балтийские дебюты» было представлено более 60 кинокартин: отечественные и зарубежные конкурсные работы, фильмы внеконкурсных программ «Премьеры года», «Мир анимации». Их посмотрели свыше 20 тысяч зрителей. Светлогорск принял больше 100 участников.
Источник Российская газета